Бизнес-планирование: что 21 век пророчит

В ближайшее время нас ожидают существенные изменения в подходе к бизнес-планированию и прежде всего в области инвестиционных проектов. Что нас ждет в будущем? Каковы тенденции в этой области, и каким образом будет изменяться сам подход к написанию и проработке бизнес-планов? На что обратить особое внимание, планируя свой бизнес, чтобы гарантировано привлечь внимание инвесторов? Вот тот круг вопросов, которые волнуют бизнесменов.

Стоит отметить, что существует большое количество разнообразных методик планирования. Выпущено немало литературы, в которой подробно изложены рекомендации, призванные помочь составить четкий бизнес-план. Одна из таковых – методика ЮНИДО. Но современное развитие бизнеса вносит свои коррективы в методики, ставшие догмами.

Наш взгляд на данный вопрос заключается в следующем. Все инвестиционные проекты в двадцать первом веке можно будет условно разделить на три основные группы. В первую группу входят проекты, направленные на развитие сбытовых сетей или же собственно сбыта; во вторую – проекты, цель которых развитие производств или же создание новых, а также развитие сферы услуг; в третью группу входят различные инновационные инвестиционные проекты, касающиеся всех областей бизнеса, начиная от оказания услуг и заканчивая производством и сбытом.

Каких-либо революционных изменений в области составления бизнес-проектов, относящихся к первой указанной нами группе (а именно организации сбытовых сетей) не ожидается, хотя коррективы будут внесены. В то же время подобные бизнес-проекты будут уже существенным образом отличаться от бизнес-проектов по созданию производств – малых или больших, не важно. Об этом пока практически не говорится в специализированной литературе, но в самом ближайшем времени мы столкнемся с тем, что рекомендации по составлению бизнес-планов и основные методики составления бизнес-планов для производственных компаний претерпят существенные изменения. И виной тому – усложнение товарных рынков, их концентрация и ужесточение конкуренции.

Налицо тенденции к изменению методов продвижения на рынки сбыта производимых и продаваемых товаров и услуг. Практически все товарные рынки и рынки услуг укрупняются и становятся более структурированными и жесткими. Скрытая монополизация рынков, о которой не принято говорить, окажет существенное влияние на методологию написания бизнес-планов и на само планирование в принципе. Теперь придется уделять более серьезное и скрупулезное внимание таким вопросам, как маркетинговые исследования рынка, прогнозы развития рынка, сбытовая политика. К финансовому плану бизнес-планирования будут предъявляться повышенные требования.

Претерпит изменения составление затратной части бизнес-плана – Инвестиционные затраты, включающие в себя расходы на продвижение торговой марки (бренда), рекламу, PR-акции, приобретение автотранспорта для доставки товара по торговым точкам и так далее. Существуют и будут существовать различия в стратегическом планировании в области продвижения товаров и услуг. Соответственно и инвестиционные затраты разных компаний будут несопоставимы: средства, выделяемые на эту часть расходов могут варьироваться от десятков до сотен тысяч евро или долларов. Крупные корпорации будут оперировать в этой области миллионами. Отсюда следует вывод, что пытаясь привлечь инвестора, предпринимателю придется разработать не один вариант стратегии и тактики и на рынок, будут различны и первоначальные инвестиционные затраты. Причем суммы вывода товара на рынок и его продвижения. Бизнес-план усложнится – потребуется ряд финансовых отчетов, каждый из которых будет анализировать одну из предполагаемых сбытовых тактик с точки зрения плюсов и минусов и возможных финансовых вливаний. Инвестиционные проекты будут иметь различные интегральные показатели. Инвестору будет предложено несколько вариантов развития бизнеса.

Самое пристальное внимание в ближайшем будущем во время составления инвестиционных проектов различной направленности будет обращаться на следующие факторы:

В группе проектов, направленных на организацию и развитие сбытовых сетей, самыми важными будут анализ долгосрочного прогнозирования рынков сбыта, проблема конкуренции на рынке и проработка схем управления. Пока предприятия относятся к долгосрочному планированию на 2-3 года вперед достаточно несерьезно, не уделяя этому внимания. Это мотивируется непредсказуемостью ситуации на р
ынке. Однако пора начать планировать, ибо возможное появление сильного игрока на рынке может сделать рынок нестабильным. Инвесторов особенно волнует вопрос наличия потенциальных конкурентов и их сила. Следует внимательно проанализировать слабые и сильные стороны конкурентов, используемые ими методы продвижения. Управление движением товарно-денежных потоков должно стать во главу угла при планировании бизнеса.

В группе проектов, направленных на развитие и открытие производств, а также оказание услуг ко всему прочему в бизнес-плане внимание уделяется собственно производимой услуге или товару и соответствия его (ее) нормативной базе: соответствию ГОСТам, ТУ, сертификации. Тенденцией ближайшего будущего является детальный анализ технологий конкурирующих организаций, применяемого ими оборудования, сырья, методов привлечения дилеров и дистрибьюторов и так далее. Вопросы качества используемого сырья, формирование круга поставщиков сырья с этой точки зрения также будут важнейшей составляющей бизнес планирования, так как качество станет одним из способов конкурирования на рынке.

В ближайшем будущем станет очень распространенным термин – уровень проработки проекта. Он может быть низким, средним, высоким. Естественно, что на разработку проектов высшего уровня будет потрачено большое количество средств, несопоставимое с затратами на проекты низшего уровня. Будет ли при этом столь же неравноценным отношение к проектам самих инвесторов, покажет будущее. Скорее всего, будет, так как инвесторы очень хорошо считают деньги и предпочитают вкладывать их в перспективные проекты.

Ваш отзыв

*