Приставками «супер» и «гипер» в отношении торговых предприятий уже никого не удивишь, видимо, поэтому маркетологи придумали новый термин «мегамолл». Собственно говоря, придумали саму разновидность торговой площадки, а термин то появился уже потом?
Итак, что из себя представляет мегамолл? Желающие могут посмотреть на конкретный пример по следующему адресу: http://showrooms.ru/, а мы пока пройдемся по истории вопроса. Он тесно связан с термином «перенос Грюэна», психологического эффекта, названного в честь австрийского архитектора, как раз и придумавшего мегамоллы в середине прошлого века. Если приходя домой из супер- или гипермаркета Вы не могли вспомнить, зачем купили то или другое из принесенных домой покупок, то Вы знаете, что такое «перенос Грюэна». Это потеря ориентации в гигантском торговом предприятии и эйфории, с желанием покупать ненужные вещи.
Причем чем торговый центр грандиознее и масштабнее, тем эффект проявляется сильнее. Мегмолл, таким образом, это не просто торговое предприятие, это настоящая психологическая ловушка для покупателей. Некоторые из них достигают поистине титанических размеров, первый мегамол имел скромные габариты «всего» в 74 тысячи квадратных метров. В его состав входило 72 разнопрофильных магазина, огромная парковка, собственное кафе, сад и даже пруд. «Перенос Грюэна» достигается комбинированным использованием методов маркетинга, дизайна, архитектуры, планирования. В каждом мегамолле кроме собственно торговых площадок есть зоны для развлечений, предприятия общественного питания, игровые зоны, кинотеатры и т. п. В принципе, ничего дурного в идее мегамолла на самом деле нет, для психически устойчивого человека он опасности не представляет, достаточно просто себя контролировать, и тогда в мегамолле можно удобно и интересно провести свободное время.