Все данные о прохождении техосмотра будут внесены в электронную базу, и теперь автовладелец при переоформлении полиса ОСАГО не будет обязан подавать оригиналы документов своему страховщику. А если договор заключается впервые, то достаточно будет предоставить электронные копии документов с цифровой подписью. Такое постановление об изменениях к правилам страхования гражданской ответственности было издано российским правительством и опубликовано в «Российской газете».
Внесенные правительством поправки в основном регулируют новую систему технического осмотра. Предложенные правительством изменения уже были приняты Госдумой в законе об ОСАГО в конце прошлого года и вот теперь корректируются сами правила страхования. Правила начинают действовать с первого января 2012 года, но не в полном объеме. 5-й и 9-й пункты вступят в силу только с начала следующего года. Причина отсрочки понятна: ведь автоматизированной системы страхования гражданской ответственности пока не существует и правительство надеется, что через год она будет создана.
Что же ждет автомобилистов по новым правилам? Теперь тарифы будут рассчитывать не только основываясь на тех данных, которые автовладелец сообщит своему страховщику, но и на той информации, которая будет получена из электронной базы данных. И если страхователь «забудет» о том, что у него была авария, то ему об этом напомнят. А уж попытка ввести страховщика в заблуждение путем предоставления недостоверных данных вообще будет караться полуторным штрафом в виде повышающего коэффициента к страховому тарифу.
Полис ОСАГО по новым правилам можно будет получить, только имея на руках талон техосмотра или гостехосмотра. Причем до окончания срока действия талона должно оставаться не менее 6 месяцев, а иначе ОСАГО вам не видать. Правда, есть исключения для тех автомобилей, которые и так обязаны проходить техосмотр один раз в полгода. Например, занимающиеся перевозкой пассажиров. Также не обязаны проходить техосмотр новые автомашины. Ужесточаются правила для автобусов и транспорта, который перевозит опасные грузы. Если что-то случится, а срок действия талона ТО уже истек, то страховая компания потребует с владельца транспортного средства регресс. И все деньги, которые будут выплачены пострадавшим, страховщики взыщут с владельца автомобиля, который просрочил техосмотр.
О чем же говорят пункты, которые вступают в силу с 2013 года? 5-й пункт гласит, что теперь не требуется подлинников документов техосмотра, если речь идет о продлении действующего договора. Разумеется, что эти документы и так уже есть у страховщика, плюс под рукой единая информационная база по страхованию. Ну а 9-й пункт запрещает продавать страховой полис без внесения информации в эту самую информационную базу.
Во втором документе, опубликованном «Российской газетой» речь идет о правилах прохождения технического осмотра наземным электротранспортом. Речь идет о трамваях и троллейбусах. Конечно, это не совсем обычный транспорт и автомобильные нормы к нему не подходят. Трамваи не имеют колес и шин, но у них есть устройство подачи песка на рельсы. Естественно, свою специфику накладывает тот факт, что это транспорт электрический и прежде всего должно проверяться состояние электрической изоляции. Технические осмотр городского электротранспорта возможен лишь в условиях самого транспортного предприятия. Ранее такая процедура вообще не проводилась. Теперь пассажирские трамваи и троллейбусы будут проверяться каждые полгода.