Большая ответственность перед пассажирами


Федеральный закон № 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (№ 67-ФЗ) вступает в силу 1 января 2013 г., а с 1 апреля вводится контроль исполнения обязанностей перевозчиков  по данному виду страхования. Позднее, 1 июля 2013 г., начинает действовать порядок компенсационных выплат.Однако уже сейчас на рынке возникли сомнения в соблюдении установленных сроков. Согласно закону регулированием работы страховщиков данного сегмента будут заниматься не только государственные органы, но и профессиональное объединение страховых компаний — некоммерческая организация, которая основана «на принципе обязательного членства страховщиков» и «действует в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования». Предполагается, что этой организацией станет Национальный союз страховщиков ответственности (НССО). Однако до сих пор союз не утвержден в качестве такого профессионального объединения. Хотя согласно новым правилам некоммерческое объединение должно было начать работу в середине сентября, через три месяца после подписания закона, но по ситуации на конец октября решение о том, что НССО будет этим профессиональным объединением, еще не было вынесено. Представители страховых компаний пока не комментируют, как это отразится на установленных сроках вступления в силу документа.Не вступив в профессиональное объединение страховщиков ответственности, страховая компания не сможет заниматься данным видом бизнеса. Но вступить в эту организацию (которая, повторим, до сих пор не утверждена как профессиональное объединение) страховщики могут только после получения лицензии на указанный вид деятельности. Лицензии на рынке пока нет ни у кого, — чтобы ее оформить, необходимо подать определенный пакет документов в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), однако сделать это сейчас ни одна из компаний не может. В пакет требуемых документов у страховщика должен быть включен расчет тарифов, а его на данный момент тоже нет, поскольку Министерство финансов и Министерство транспорта не согласовали схему тарификации.

В октябре на сайте Минэкономразвития был опубликован вариант тарифов, предложенный Минфином. По сравнению с предыдущим предложением министерства, в сегменте воздушного транспорта диапазон премии на человека был понижен с 9,87–19,87 руб. до 7,76–14,86 руб. Однако, по данным «Авиатранспортного обозрения», авиакомпании, выполняющие коммерческие перевозки, считают, что нижняя планка для них слишком высока. Крупнейшие авиакомпании готовы платить менее 1 руб. на человека. В то же время профессиональные страховщики считают верхнюю границу заниженной — этот показатель относится к деловой авиации, некоторым региональным перевозкам самолетами, ко всем перевозкам вертолетами. При этом отмечается, что в случае вертолетных перевозок иногда бывает недостаточен показатель и в 50 руб. на человека. Вместе с размером тарифа также нет пока ясности в методике подсчета количества пассажиров, ответственность компании перед которыми должна быть заранее застрахована.

«Страховой тариф устанавливается в отношении каждого застрахованного риска. Окончательный расчет проводится на общее количество пассажиров, которое будет перевозиться. Это очень тонкий момент, он сейчас обсуждается весьма  активно Минтрансом и Минфином: как посчитать, сколько пассажиров будет перевозиться. В итоге должен быть подготовлен специальный документ — по методике расчета количества посадочных мест —  который позволит определить размер страховой премии», — рассказал во время конференции ­РААКС начальник отдела страхования TIR Управления страхования транспортных операторов компании «Ингосстрах» Михаил Михайлов.

Компании, занимающиеся сейчас страхованием ответственности перевозчиков, также не комментируют, как отсутствие тарифов и методики подсчета пассажиров отразятся на вступлении в силу данного закона.

Страховщики отмечают, что главной целью нового документа стала защита пассажира, а положение авиаперевозчиков станет более уязвимым
. В случае инцидента, в результате которого пострадают пассажиры, страховая компания выплатит им причитающуюся страховку. Однако если в дальнейшем авиакомпания будет признана виновной в инциденте, то страховая компания сможет предъявить ей регрессное требование, чтобы возместить свои затраты. Экономическое положение большинства авиакомпаний сейчас крайне сложное, поэтому подобный регрессный иск может обанкротить авиаперевозчика, но тогда и страховая компания останется практически ни с чем.

В то же время закон разъясняет определенные положения, которые при существующей законодательной базе могли трактоваться по-разному. В частности, ответственность авиаперевозчика перед пассажиром страхуется на 2 млн руб. Судебная практика применения Воздушного кодекса показала, что пассажир, пострадавший при инциденте, сначала может получить указанные 2 млн руб. на лечение, но если в ходе этого лечения он умрет, то его родственники могут получить еще 2 млн руб. Согласно новому закону минимальная выплата страховщика ограничивается только суммой в 2 млн руб. и все то, что суд присудит свыше этого, будет выплачивать уже не страховая компания, а сам авиаперевозчик.

Глава юридической фирмы «Норина и партнеры» Анжела Норина, выступая на конференции РААКС, также отметила, что новый документ внесет ясность в практику выплат компенсации пассажирам международных и внутренних рейсов. Согласно пока существующему в России законодательству предполагается различный режим возмещения в зависимости от того, какой билет был куплен пассажиром и какая перевозка выполнялась — внутренняя или международная.

 »Как мы все знаем, на одном рейсе могут лететь пассажиры внутренней перевозки и международной (пассажир, купивший единый билет из-за границы в российский регион с пересадкой, например, в Москве, на внутреннем российском маршруте считается пассажиром международного рейса. — Прим. АТО). Сейчас пассажиры внутреннего рейса имеют право на получение страховой суммы в размере 2 млн руб. Вопрос, имеют ли право на такую компенсацию пассажиры международной перевозки, летевшие тем же самолетом, оставался спорным, поскольку должны предусматриваться возмещения по Монреальской или Варшавской конвенции. Однако на практике наши суды, как правило, выносят решение, согласно которому любой пассажир имеет право получить эти 2 млн руб., независимо от того, какая перевозка осуществлялась — международная или внутренняя. С принятием нового закона, как мы полагаем, компенсация в размере 2 млн руб. при осуществлении международной перевозки найдет свое законодательное закрепление», — отметила Норина. 

Бензоинстументы, сварка, перфораторы предлагает магазин электроинструмента «Электробренд».  Огромный выбор электро(бензо)инструментов, садово-парковой техники, а также расходного материала от ведущих мировых производителей.

Ваш отзыв

*