Правила, установленные сильными игроками, лишают более слабых шансов. Страховые компании вынуждены отказывать даже постоянным клиентам в договорах ОСАГО. Причина в том, что одним компаниям выдается больше бланков полисов, а другим меньше. На несправедливые с их точки зрения критерии распределения компании жалуются в ФАС. В крупных компаниях неудачников обвиняют в нежелании развиваться.
В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы корреспонденту Firstnews официально заявили, что от страховых компаний поступают жалобы на нехватку бланков полисов ОСАГО. Как говорят в ведомстве, ситуация расследуется и через две недели ФАС объявит о результатах проверки.
В соответствии с 40-ФЗ Российский союз автостраховщиков (РСА) занимается распределением бланков полисов ОСАГО. Как рассказали в РСА, с 1 июля 2011 года действует новая методика выдачи бланков, согласно которой страховые компании разделены на 5 групп риска в зависимости от их финансовой устойчивости и платежеспособности.
«Основными критериями является количество жалоб, санкций и объем просроченной задолженности. При этом число жалоб учитывается по отношению к количеству заключенных договоров и заявленных страховых случаев. Но практика показала, что при неограниченной отгрузке большая часть бланков уходит в теневой оборот», — прокомментировал корреспонденту Firstnews начальник Контрольно-аналитического управления РСА Дмитрий Поздняков.
Для каждой группы риска установлены квоты на количество бланков страховых полисов. Компании первой группы надежности получают их без ограничений. Такой страховщик не должен иметь просроченной задолженности, санкций со стороны РСА и ФСФР, жалоб клиентов. При этом, по признанию специалистов рынка, ни одна организация не в состоянии проверить обоснованность каждой жалобы.
Компаниям из так называемых проблемных групп выдача бланков полисов ОСАГО ограничена. Компании второй группы получат столько бланков, сколько им понадобилось годом ранее плюс 30%. Третья группа — то же самое плюс 20%. Четвертая группа, к которой относятся компании с высокой долей портфеля автострахования и неустойчивым соотношением собранных премий и выплат, получит бланки только для продления существующих договоров. Такие компании фактически смогут рассчитывать только на остатки бланков, если таковые есть, а если нет, то вряд ли смогут заключить новые договоры, так как обязаны по желанию клиента продлить старые. Пятой группе — компании на грани дефолта, с ограничениями лицензий и существенными претензиями клиентов — бланки «за здорово живешь» отгружаться вовсе не будут.
Как сообщил Дмитрий Поздняков, любая компания может обратиться в РСА за дополнительными бланками, но получит их только в случае предоставления с их стороны банковских гарантий в объеме 2 тысячи рублей за один полис.
При этом базовый тариф на полис ОСАГО составляет сегодня 1980 рублей, то есть минимальный доход от продажи полиса уйдет на эти самые гарантии.
«Введение банковских гарантий в размере 2000 рублей за каждый дополнительный бланк – это довольно серьезная нагрузка не только для небольших, но и для крупных игроков на рынке. В настоящее время средняя премия по ОСАГО в России составляет 2500-3000 рублей. Как видите, финансовая гарантия, если она осуществляется в виде депозита, будет представлять значительную часть из этой суммы и может стать серьезным препятствием для роста особенно небольших фирм», — прокомментировал корреспонденту Firstnews менеджер по соблюдению нормативных требований ОАО «ИНТАЧ Страхование» Дмитрий Сорокин.
Принадлежность к той или иной группе пересматривается ежеквартально.
Как недавно писал Firstnews, представители бизнеса считают, что последние годы были отмечены «явным трендом искусственной монополизации страхового рынка». Ярче всего это проявлялось в автостраховании, где ключевую роль играет РСА – единственное профессиональное объединение страховщиков.
Основные решения в РСА принимает президиум, в котором сегодня есть представители лишь самых крупных игроков российского страхового рынка.
«Если у страховой компании есть большое количество жалоб на их деятельность, то это может повлиять на снижение количества выдаваемых бланков этому
страховщику. Данная система еще только вступила в действие, но уже сейчас всем страховым компаниям необходимо добросовестно исполнять свои обязанности перед клиентами для того, чтобы не попасть в критическую группу риска и не остаться без бланков», — прокомментировал корреспонденту Firstnews руководитель Агентства страхования ответственности ЗАО «Макс» Дмитрий Феськов.
Он уверен, что у добросовестного страховщика не может быть дефицита бланков полисов ОСАГО. Некоторые страховщики говорят, что ситуация, когда остатка бланков будет недостаточно для продления текущих договоров возникнуть может. Это происходит тогда, когда отгрузка бланков приостановлена, а компания при этом не готова получить бланки с предоставлением банковских гарантий.
Менеджер по соблюдению нормативных требований ОАО «ИНТАЧ Страхование» Дмитрий Сорокин считает, что для качественной оценки надежности компаний необходимо увеличить число критериев. Здесь можно взять за пример международные рейтинговые агентства, которые при оценке финансовой надежности страховых фирм используют около 100 критериев, уверен представитель ИНТАЧ.
В РСА не исключают пересмотр критериев в недалеком будущем, но, скорее, в сторону еще более жестких требований.
Спонсор статьи: такелажные работы