Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) прикладывает немало усилий направленных на укрепление надежности страховых компаний. Недавно ФСФР предложила ввести для страховщиков несколько обязательных нормативных показателей, подобных тем, которые применяются в банковском деле. Конечно, это неизбежно и логично, если мы желаем создать цивилизованный рынок страховых услуг, на котором клиент чувствовал бы себя предельно защищенным. Но в реальной жизни возникают некоторые вопросы, какие это будут нормативы и как все это будет согласовано с другими регулирующими инициативами ФСФР?
Некоторые нормативы, предложенные ФСФР, вызывают удивление. Например, нормативы требующие, чтобы страховщик работал с определенным процентом рентабельности. Но ведь любая коммерческая структура и та сама стремится к максимальной прибыли и уменьшению расходов. А если у страховой компании возникли с этим проблемы, то наказание за это только ухудшит ситуацию.
У тех же банков нет нормативов, регулирующих рентабельность или расходы, кроме тех случаев, когда банк допускается в систему страхования вкладов. Однако с началом кризиса эти нормативы приостановили, а сейчас вообще поднимают вопрос об их ликвидации.
Однако же заметим, что в некоторых случаях обязательных нормативы очень бы пригодились. Были примеры, когда страховщики с миллиардными средствами не могли выплатить страховые возмещения на несколько сотен миллионов, поскольку их собственные средства были в это время вложены в другие активы и при этом за счет сделок РЕПО ухитрялись показывать надзирающим органам правильную структуру своих активов к отчетной дате.
Или возьмем гарантии и поручительства страховых компаний. Эти обязательства не учитываются в балансе, но в случае форс-мажорных обстоятельств убытки могут быть очень существенными, к тому же они никогда не покрываются перестрахованием.
Если посмотреть директивы Евросоюза, то там есть такие показатели как риск-менеджмент и стандарты раскрытия информации. А как обстоит с этим дело в России?
Да, уставной минимальный капитал увеличен, но ведь были случаи, когда проблемы возникали и у крупных компаний. Т.е., само по себе увеличение капитала еще не панацея от всех рисков. Да, ФСФР может запросить данные об активах на любую дату, но этого явно недостаточно. Если сравнить с банками, то они отчитываются по определенным нормативам за каждый день. И даже еженедельный отчет значительно бы усложнил деятельность недобросовестных страховых компаний, пытающихся фальсифицировать показатели деятельности.
Подводя итоги можно сказать, что ввод в действие обязательных нормативов направлен на защиту прав клиентов страховых компаний по таким видам страхования, как ОСАГО и страхование рисков туристической деятельности. Однако очень много будет зависеть от того какой именно норматив установят в качестве обязательного и максимальный эффект можно будет получить лишь в комплексе с другими мерами по надзору за рисками в деятельности страховых компаний.