Надежность страховых компаний и обязательные нормативы


Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) прикладывает немало усилий направленных на  укрепление надежности страховых компаний. Недавно ФСФР предложила ввести для страховщиков несколько обязательных нормативных показателей, подобных тем, которые применяются в банковском деле. Конечно, это неизбежно и логично, если мы желаем создать цивилизованный рынок страховых услуг, на котором клиент чувствовал бы себя предельно защищенным. Но в реальной жизни возникают некоторые вопросы, какие это будут нормативы и как все это будет согласовано с другими регулирующими инициативами ФСФР?

Некоторые нормативы, предложенные ФСФР, вызывают удивление. Например, нормативы требующие, чтобы страховщик работал с определенным процентом рентабельности.  Но ведь любая коммерческая структура и та сама стремится к максимальной прибыли и уменьшению расходов. А если у страховой компании возникли с этим проблемы, то наказание за это только ухудшит ситуацию.

У тех же банков нет нормативов, регулирующих рентабельность или расходы, кроме тех случаев, когда банк допускается в систему страхования вкладов. Однако с началом кризиса эти нормативы приостановили, а сейчас вообще поднимают вопрос об их ликвидации.

Однако же заметим, что в некоторых случаях обязательных нормативы очень бы пригодились. Были примеры, когда страховщики с миллиардными средствами не могли выплатить страховые возмещения на несколько сотен миллионов, поскольку их собственные средства были в это время вложены в другие активы и при этом за счет сделок РЕПО ухитрялись показывать надзирающим органам правильную структуру своих активов к отчетной дате.

Или возьмем гарантии и поручительства страховых компаний. Эти обязательства не учитываются в балансе, но в случае форс-мажорных обстоятельств убытки могут быть очень существенными, к тому же они никогда не покрываются перестрахованием.

Если посмотреть директивы Евросоюза, то там есть такие показатели как риск-менеджмент и стандарты раскрытия информации. А как обстоит с этим дело в России?

Да, уставной минимальный капитал увеличен, но ведь были случаи, когда проблемы возникали и у крупных компаний. Т.е., само по себе увеличение капитала еще не панацея от всех рисков.  Да, ФСФР может запросить данные об активах на любую дату, но этого явно недостаточно. Если сравнить с банками, то они отчитываются по определенным нормативам за каждый день. И даже еженедельный отчет значительно бы усложнил деятельность недобросовестных страховых компаний, пытающихся фальсифицировать показатели деятельности.

Подводя итоги можно сказать, что ввод в действие обязательных нормативов направлен на защиту прав клиентов страховых компаний по таким видам страхования, как ОСАГО и страхование рисков туристической деятельности. Однако очень много будет зависеть от того какой именно норматив установят в качестве обязательного и максимальный эффект можно будет получить лишь в комплексе с другими мерами по надзору за рисками в деятельности страховых компаний.

Ваш отзыв

*