Небезопасные споры


Говоря о проблеме промышленной безопасности, следует заметить, что бизнес и власть так и не могут найти общий язык. Законопроекты Минприроды и Ростехнадзора, в которых речь идет о постоянных проверках крупных предприятий, страховании рисков технологического процесса в обязательном порядке с точки зрения экологии были раскритикованы на конференции РСПП. В ответ бизнесменами было обещано представление своего варианта кодекса экологической и промышленной безопасности.

Ген. директор компании «Базовый элемент», Олег Дерипаска, по совместительству являющийся председателем профильного комитета РСПП, вчера сказал, что надо кодифицировать законы в этой области. Чинить, мол, существующие законы не имеет смысла, нужно создавать новые. 265 тысяч сотрудников разнообразных структур власти занимается ныне контролем безопасности экологии и промышленности. На их жалование идет 85 миллиардов рублей каждый месяц, а в прошлом году на природоохранные экспертизы и ушло 25 миллиардов.

Со слов Андрея Елинсона, заместителя директора «Базового элемента», на текущий момент более 1200 документов, которые регулируют промышленную безопасность, разрозненны и противоречат. Половина терминов не имеют определения (а это около 200), а из второй половины добрая часть неверна либо полностью, либо содержит логические ошибки.

Как отмечает Елинсон, предприятия касательно вопросов экологических проблем  остаются объектом административного воздействия со стороны чиновников и не являются субъектами права. Необходимость в выводе промышленности из режима административного воздействия и переведении на гражданско-правовую урегулированную базу. При возникновении спорных вопросов, их должно будет рассмотреть в суде. В компании сейчас идет разработка законопроектов.

Изъяны в том, что существует, чиновники признают, но в результативность своих действий не сомневаются. Ринат Гизатуллин, замминистра природных ресурсов, говорит, что все законопроекты из ныне существующих прошли в РСПП. К тому же, любые проекты документы с прошлого года обязательно подвергаются оцениванию регулирующего воздействия на бизнес. Существует большой процент отсева. Из 33 документов,- как следует из данных замминистра развития экономики, Олега Фомичева,- всего 12 получили положительную оценку.

Решения об обязательном страховании рисков на объектах промышленности порождает наибольшее количество. Изрядно завышенными с точки зрения бизнеса ставками компенсационных выплат обладает федеральный закон, который в этом году вступил в действие.

Проект постановления правительства на непрерывный государственный контроль – тоже вопрос спорный.

Сейчас этот документ, который Ростехнадзор разработал, находится на доработке. Со слов Фомичева, Минэкономразвитием он не был согласован. До сих пор Ростехнадзор не смог обосновать важность такого надзора, определить, к кому он относится и кто будет ответственен. Алексей Ферапонтов, занимающий пост заместителя руководителя Ростехнодзора, обещает учесть все замечания в новом варианте документа.

Около экологической нагрузки на бизнес тоже точатся споры. Закон о том, как нормировать воздействие технологий на окружающую среду поступил в Государственную Думу еще прошлой осенью. В нем были предусмотрены все методы выработки нормативов воздействия на природу. В законопроекте предусматривалось постепенное повышение платежей при воздействии на экологию сверх нормы,

Елинсон же считает, что в большинстве производств оборудование старое, а дополнительные платежи за его неэкологичность помешают приобретать новое, экологичное.

Ваш отзыв

*