Новый закон о страховании ответственности усложнит жизнь перевозчиков

 

Возобновлена работа над законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков». Законопроект готовится в Государственной Думе ко второму чтению. Возможно, его даже успеют принять до выборов в Думу. По новому закону предполагается ввести на всех видах транспорта обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Работа над законом была приостановлена еще осенью прошлого года и те спорные моменты, против которых возражали авиационные страховщики, так до сих пор и не были устранены. Кроме этого в законопроект были добавлены еще некоторые пункты, вызывающие возражения. Михаил Шелюбский, заместитель гендиректора страхового общества «Лексгарант», говорит, что его волнуют некоторые эпизоды. Прежде всего, это требование иметь филиалы во всех субъектах Российской Федерации для получения лицензии на данный вид страхования. Это требование не имеет никакого отношения к урегулированию возмещения убытков. Отсутствие филиала вовсе не мешает страховой компании выплатить компенсацию пострадавшим. Ведь, если выполнить это требование до конца, то каждый транспортный страховщик должен иметь филиалы по всему миру, от Чукотки до Нью-Йорка. Они тогда должны быть везде, куда летит или едет застрахованный пассажир.

 

На сегодняшний день такую сеть филиалов имеют немногие компании: Росгосстрах, РОСНО, «Альфа-Страхование» и еще некоторые другие. И с принятием такого закона эти компании получают огромное преимущество для дополнительного развития своего бизнеса за счет передела рынка транспортного страхования. И авиастрахование не самое предпочтительное направление. Гораздо больший интерес представляют железнодорожные перевозки. Требование о наличии филиалов во всех субъектах РФ было в первой редакции закона и осталось в неизменном виде и во второй. Такое требование нанесет удар не только по многим страховщикам, но и по всем транспортникам, так как уменьшится выбор страховых компаний. А чем меньше выбор, тем выше стоимость.

 

Также во второй редакции законопроекта сохранено требование о том, что страхование проводится по фиксированным ставкам. Эти ставки будут утверждаться для каждого вида транспорта отдельно с указанием минимального и максимального тарифов. Из примера ОСАГО известно, что такая система приводит к более высоким ставкам в сравнении с добровольным страхованием. Появились во второй редакции закона и новые спорные предложения. К примеру, теперь страховщик получил право предъявить авиаперевозчику регрессный иск. В международной практике такого понятия не встречается. Если после выяснения всех причин катастрофы будет доказано, что виноват перевозчик, то после выплаты страховой компенсации пассажирам страховщик получает возможность предъявить встречный иск перевозчику. Такая норма будет противоречить нормам ВТО, куда Россия собирается вступать. Положение о регрессном иске коснется всех видов транспорта. А что касается авиаперевозчиков, то даже самые большие из них не имеют свободных денег для таких выплат.

 

Первоначально планировалось, что новый закон защитит интересы как пассажиров, так и перевозчиков, но получается, что перевозчики вообще остаются в одних убытках. Страховщики выплатят 2 млн. рублей в случае смерти пассажира в результате катастрофы, а с перевозчика могут потребовать как сумму доказанного ущерба, так и моральный вред, который нельзя застраховать, как и прежде. Единственным спасением для перевозчика может быть альтернативное добровольное страхование, которое суммарно перекроет обязательное, то в таком случае считается, что он выполнил свои обязательства по закону. Но и в этом случае остаются непонятными некоторые вопросы: что такое «страховая сумма» с точки зрения международного законодательства по страхованию ответственности, и каким образом в этом случае регулируются убытки?

Ваш отзыв

*