В начале 2012 года в системе технического осмотра должны были начаться серьезные реформы. И вот с самого начала этого громкого проекта уже начались неувязки. Суть реформы заключалась в том, что теперь техосмотр привязан к автогражданке. Без ТО невозможно купить страховой полис ОСАГО. И вот уже с первых чисел января начались проблемы.
В июне 2011 года Владимиром Путиным было подписано постановление, которое предписывало автоматически продлить до 2012 года действие талонов техосмотра, срок которых закончился в 2011 году. Эта пролонгация нужна была для выравнивания сроков действия талонов ТО и страховых полисов ОСАГО. Но по закону, который приняла Госдума действие талонов ТО, которые были выданы в 2011 году, заканчивается в 2012 году, а вместе с талоном перестает действовать и страховой полис ОСАГО. И по новым же правилам страховая компания не имеет права выдать полис владельцу того автомобиля, чей талон ТО прекратил свое действие за 6 месяцев до окончания срока действия страхового полиса, несмотря на постановление правительства о моратории на продление срока действия талонов ТО.
И для многих автовладельцев это оказался замкнутый круг. Страховка заканчивается в январе 2012 года, но оформить новую они не могут, поскольку действие талона ТО закончилось, а новый в начале года получить негде.
Негде, потому что большинство станций техосмотра начинают работать с 10 или даже с 11 января. Конечно, можно попробовать обратиться в пункты технического осмотра ГИБДД, которые еще будут работать до 2014 года и во многих регионах работают в первых числах января. Но таких пунктов осталось всего 95 по всей России. Да и техосмотр там обойдется дороже на 300 рублей. Такова стоимость государственной пошлины, которая взимается в пунктах техосмотра МВД.
Лично столкнулся с проблемами, возникшими с началом реформирования ТО один из сотрудников ИД «Коммерсантъ». Его страховой полис ОСАГО закончился в конце 2011 года. Действие талона техосмотра заканчивается в июне 2012 года. За получением нового страхового полиса он обратился к своему страховщику – в страховую компанию РОСНО, но ему там отказали. Отказ был обоснован запретом на выдачу страховых полисов тем автовладельцам, чей талон техосмотра прекращает свое действие менее чем через полгода. Точно такой же отказ был получен в страховой компании ВСК. Удалось договориться лишь в компании РОСНО. При продаже полиса сотрудники фирмы сослались на результаты совещания, которое было проведено 30 декабря 2011 года. На совещании было решено заключать договора ОСАГО в новогодние праздники по старым правилам до первого рабочего дня. И только в первый рабочий день начнут спрашивать талоны ТО. В тоже время, когда на фирму позвонили из редакции, то тоже получили отказ. Как сказал по телефону сотрудник дирекции продаж «Нагорная» Юрий, без талона ТО продать полис невозможно. В противном случае страхового агента могут уволить.
Светлана Шаипова, занимающая в страховом доме ВСК пост директора по связям с общественностью, считает, просто необходимо проводить разъяснительную работу с клиентами. Представитель ВСК возглавляет комитет Российского союза страховщиков, который занимается вопросами организации систем техосмотра автомобилей и компания ВСК выступает за то, чтобы действовать исключительно в рамках существующего законодательства. Именно этим объясняется отказ в заключении страховых договоров тем клиентам, чей талон ТО заканчивается до 1 июля 2012 года. Светлана Шаипова не считает, что отказов было слишком много, поскольку в новогодние праздники у людей больше других хлопот, чем проблема с оформлением ОСАГО.
Ранее основной проблемой реформы техосмотра считалось отсутствие нормативных документов, которые были необходимы для того, чтобы закон о ТО заработал в полную силу с начала 2012 года. Большая часть необходимых инструкций (а всего их нужно было принять 29) были выпущены в спешке в последние недели 2011 года. Среди таких документов были и требования к экспертным техникам, которые будут производить технический осмотр, а также приказ Министерства внутренних дел о создании информационной базы, в которой будут храниться данных о тех автомобилях, которые прошли ТО.
В тоже время Российский союз автостраховщиков не видит в этом большой проблемы, поскольку основная масса страховых полисов ОСАГО всегда оформлялась в конце года и большого наплыва клиентов в январе 2012 года не ожидается. Некото
рые страховщики постарались предупредить ситуацию и обзвонили тех клиентов, чьи страховки ОСАГО заканчивается в январе. Они предложили им пролонгировать страховку еще в декабре по старым правилам, без талонов техосмотра. Сергей Зайцев, генеральный директор объединения «Техэксперт» (объединение включает в себя 500 организаций, которые проводят техосмотр) , считает, что и после праздников далеко не все операторы начнут работать. Многие компании в Мурманской, Костромской, Новгородской областях подали в конце декабря заявки на аккредитацию в Российский союз страховщиков, но все еще не внесены в реестр. И даже многие из тех операторов, которые уже получили аккредитацию, все еще не имеют талонов техосмотра.
Операторы техосмотра усматривают в действиях страховщиков корыстный умысел, который может дискредитировать реформу ТО. В то время как многие, реально работающие станции техосмотра не могут получить аккредитацию, РСА аккредитует несколько десятков операторов, которые зарегистрированы на ЗАО «Техосмотр». Сергей Зайцев сказал, что по имеющейся информации эта компания принадлежит «Росгосстраху» и фактически является псевдооператором. Там нет ни технических экспертов, ни оборудования для проверки автомобиля, а есть только офисные помещения, в которых ранее оформлялись страховые документы. Талоны будут выдаваться без какой либо проверки и для таких «операторов» уже закуплено примерно 40 тысяч талонов ТО. Господин Зайцев заявляет, что это будет коррупционная система еще похлеще той, которая была при органах дорожной инспекции ГИБДД. Операторы техосмотра не желают мириться с такой ситуацией, и намерены жаловаться в прокуратуру.
В тоже время первый заместитель ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров считает, что конфликт между страховщиками и операторами техосмотра вызван элементами конкуренции. «Росгосстрах» не согласен платить операторам более 10% комиссии за то, что они будут продавать страховые полисы прямо по месту проведения технического осмотра. А операторы рассчитывают на гораздо более высокие комиссионные выплаты в размере 30-40% и поэтому проявляют нервозность. Этот конфликт может разрешиться только с ростом тарифов на техосмотр. Что же касается ЗАО «Техосмотр», то возможно у нас есть договор и с такой фирмой, мы ведь сотрудничаем с большим количеством операторов, заявил Дмитрий Маркаров.
В РСА уверяют, что все операторы техосмотра перед занесением в реестр прошли тщательную документальную проверку. В дальнейшем после двух жалоб клиентов РСА имеет право отозвать аккредитацию у недобросовестного оператора.