Страховщиков и страхователей рассудит омбудсмен


Министерством финансов Российской федерации было принято решение о возобновлении должности омбудсмена в страховой сфере. Его обязанностями будет урегулирование конфликтов между страховыми организациями и их клиентами. Сами страховщики положительно отнеслись к данной инициативе, считая, что данный шаг позволит избежать множества возможных конфликтов со страхователями. В пользу подобного решения также говорит положительный опыт данной должности в банковской сфере.

Вера Балакирева, занимающая пост главы департамента финансовой политики Российской федерации, возобновление этой должности, вероятнее всего, потребует некоторых изменений в страховом законодательстве. На данный момент уже разработаны поправки, которые бы позволили избежать конфликтов с интересами страхователей, на очереди рассмотрение законопроектов, регулирующих отношения нового института и самих страховщиков. Стоит отметить, что первоначально инициатива о проведении реформ, направленных на защиту интересов страхователей, исходила от самого президента РФ Дмитрия Медведева.

В своем заявлении, Наталья Комлева, заместитель руководителя рейтингового агентства страховых организаций «Эксперт РА», отметила, что на данный момент главной проблемой в данном вопросе остается тот факт, что законодательство о защите прав потребителей е охватывает такую крупную и важную отрасль, как страхование. Поэтому страхователь, посчитавший действия страховой компании незаконными, обязан обращаться прямиком в суд, так как иных механизмов защиты его прав попросту не существует.

Евгений Потапов, генеральный директор СК «Межрегионгарант», согласен со словами Натальи Комлевой. Также он отметил, что существует иной вариант – это подача жалобы в орган, занимающийся контролем деятельности страховой организации. Однако это не совсем верное решение, так как вопрос, по сути, остается нерешенным. Подобные органы выносят определенные требования и предписания, которые должные быть выполнены страховщиком в поставленные сроки, однако интересы страхователя в этом случае далеко не всегда остаются учтенными. И именно омбудсмен должен будет стать на сторону страхователя в подобных вопросах, защищая его права.

Сам механизм будет действовать следующим образом. Клиент страховой организации, неудовлетворенный оказанными услугами, может предоставить институту полный пакет документов, свидетельствующих о неправомерных действиях страховщика. После этого омбудсменом будет принято решение о том, действительно ли в данной ситуации страховая организация была неправа, и по его результатам выносит соответствующие предписания, которые должен будет выполнить страховщик. Самым интересным в данном вопросе является тот факт, что страховщик не может оспорить решение омбудсмена в суде. В то же время страхователь, которого не устроило решение омбудсмена, в дальнейшем может обратиться за помощью в суд или прокуратуру.

Владимир Эченикэ, занимающий должность заместителя декана экономического факультета Московского государственного университета, рассказал журналистам в своем интервью о том, что европейские страховые организации уже давно практикуют определение омбудсмена на собраниях их президиумов. Те же страховщики сами определяют главу данного института. Далее их решение рассматривается уполномоченными органами, которые в праве его одобрить или оспорить. Положительной стороной такой практики является то, что страховщик, по сути, сам выбирает омбудсмена, а значит, лично соглашается со всеми его дальнейшими решениями. Однако в Европе сфера влияния омбудсмена ограничена определенной суммой, которую может потребовать страхователь в качестве возмещения. Если его пожелания окажутся выше уровня полномочий надзирательного института, дальнейшие разбирательства должны продолжаться уже в суде. Также стоит отметить тот факт, что услуги омбудсмена бесплатны для страхователя.

Как отметил Эченикэ, стоимость содержания омбудсмена обходится страховым компаниям гораздо дешевле, чем проведение судебных разбирательств, поэтому, как правило, данный институт существует за средства страховщиков. Однако, в то же время, тот факт, что омбудсмен финансируется всеми страховыми организациями, оставляет уверенность в том, что организация является независимой, а ее решения – непредвзятыми.

Замечательно себя проявил подобный институт в Германии. Там, к пример
у, его полномочия также достаточно широки, однако имеют определенные ограничения. К примеру, в случае, если прокуратура занялась делом страхователя, омбудсмен уже не имеет права принимать какие-либо решения по данному делу. Также страховщик попадает под влияние омбудсмена лишь в том случае, если он состоит в профсоюзе страховых организаций.

Напомним, что в РФ подобная система работает уже порядка полутора лет. Павел Медведев, бывший финансовый омбудсмен, доктор экономических наук, сообщает, что за все время действия института было рассмотрено около 4 тысяч дел, около половины которых удовлетворили претензии страхователей. Оставшиеся случаи являются жалобами, направленными после судебных разбирательств, однако в подобных случаях данный институт уже не имеет никаких полномочий.

Согласие на введение должности омбудсмена дали 22 финансовые организации. Среди них крупнейшие банки страны, несколько частных микрофинансовых организаций и коллекторских агентств. Однако это не значит, что омбудсмен принимает решения лишь по делам данных 22 организаций – на данный момент омбудсмен уполномочен решать вопросы по делам порядка 100 финансовых структур. Благодаря данному институту до начала судебных разбирательств были решены такие вопросы, как реструктуризация долга, снятие пенни или штрафа с клиента. Стоит отметить, что в большей части на сотрудничество с омбудсменом идут банки.

Также Павел Медведев отметил, что попытки создания института омбудсмена, однако успеха в этом вопросе достигнуто не было. Чаще всего, страховщик не был против подобных инициатив, однако уступок не делал. Сейчас же ситуация изменилась, страховой рынок вырос и эволюционировал, и страховщики понимают необходимость подобных решений для дальнейшего развития всей сферы. Главным плюсом, который видят страховые организации во внедрении данного института, является улучшение отношений со своими клиентами, которые, зачастую, с недовериям относятся к страховщикам.

 

Ваш отзыв

*