Зона особого риска


Подобно всей страховой отрасли, и рынок обязательной «автогражданки» вскоре лишится многих игроков вследствие недостаточности уставного капитала. Тем не менее, автострахование является максимально слабым звеном — потому в союзе автостраховщиков России много кто опасается потенциального теневого оборота бланков полисов, а также фальсификации ныне существующих данных относительно размера уставных капиталов. Это в состоянии привести к огромным выплатам из Российского компенсационного фонда. РСА свидетельствует, что 36 компаний, являющихся членами союза, нарастить свой уставный капитал до востребованной величины с начала следующего года (120 млн рублей – минимум) не сумели. Именно на них и приходится 7300 млн рублей «недостатка». Хоть это всего лишь порядка трех процентов страхового рынка, но и 31% членов союза — всего в данную ассоциацию вошло 114 страховщиков, поясняет президент РСА Павел Бунин журналистам. Определенная часть компаний вполне способны создать аварийную ситуацию, при которой с их клиентами будет вынуждена расплачиваться РСА. Осложняет проблему и факт, что закон относительно банкротства страховых компаний в полную силу не заработал до сих пор. «На сегодняшний день необходимые регламенты, которые бы регулировали и набор требований ко всем временным управляющим с государственной стороны, и участие РСА, не определены окончательно», — сообщает Дмитрий Поздняков, являющийся начальником аналитического управления РСА. Для улучшения понимания происходящего на рынке, союзом были приглашены к сотрудничеству МВД, Федеральная служба по денежным рынкам, Росфинмониторинг, а также Центробанк. Собственных же полномочий РСА никак не хватает. Поздняков поясняет, что ассоциация может всего-навсего анализировать действия различных компаний, поэтому было утверждено решение обращаться за помощью к правоохранительным структурам, если вдруг появятся подозрения относительно их неправомерности. Сейчас наступил относительно рискованный момент: РСА опасается, что некоторые компании, которые вынуждены будут уйти с рынка, вполне могут и не вернуть страховых бланков, затем их использовав для заключения договоров. В текущий момент за страховщиками, которые находятся в опасной зоне, числится примерно 878 тысяч бланков обязательной «автогражданки». Действительны лицензии компаний до конца года, то есть, они имеют возможность получения еще порядка 400 тыс. бланков. «По данной причине наши, совместные с МВД, действия, будут должны ограничивать риски возможного теневого бланкового оборота», — выражает надежду Поздняков. К компаниям, что уже увеличили капитал, также есть претензии. Главой управления приводится следующий пример: компания показала всем увеличение своего уставного капитала на 418 миллионов. На поверку же выяснилось, что на данную сумму некое физическое лицо купило акции разнообразных фирм, предъявив их регистрирующим органам под видом доказательства увеличения капитала. РСА, в связи с подобными выходками, планирует начать запрашивание у Росфинмониторинга информации относительно источника и передвижений средств. «Считаю, что в данной части наша совместная работа поможет в выявлении «рисованных» капиталов», — говорит Поздняков. В союзе также сообщают, что МВД в последние месяцы фиксирует огромное количество структур, буквально «раздувающих собственные активы, чтобы предоставить их определенным страховым организациям». Сия информация анализируется МВД, результаты же передаются в специальную Федеральную службу финансовых рынков и в Центробанк. Но полноценный контроль всех источников финансов от страховщиков возможен только со следующего года, сделать же это оперативно невозможно. В случае, когда все находящиеся нынче в зоне риска компании выполнить требования закона никак не сумеют — по заключенным ими договорам обязательства (это порядка 1 миллиона), достигнут примерно 2,5 миллиардов. Данная сумма будет выплачена из фонда гарантии РСА. Сегодня его объем равняется 6,4 млрд рублей, пополняясь ежеквартально на 750 миллионов. Если же учесть, что процесс необходимого увеличения уставного капитала равен в среднем трем месяцам, у страховщиков времени практически не осталось. «Мы, по сути, находимся перед фактом, что множество компаний реально могут не успеть провести все нужные для увеличения собственного уставного капитала процедуры», — подводит итог Поздняков.

Ваш отзыв

*