Несмотря на всю позитивность нового закона об увеличении страхового капитала страховщиков, тем не менее, после вступления этого закона в силу, резко возрастет число подтасовок информации о размере уставных капиталов.
Из 114 членов союза автостраховщиков не смогли нарастить уставный капитал 36 компаний. Это 36% членов союза. И многие из них могут создать такую ситуацию, когда расплачиваться с их клиентами будет союз автостраховщиков из своего компенсационного фонда.
До сих пор не работает закон о банкротстве страховщиков, поскольку не утверждены многие регламенты и не определена роль участия в процедуре банкротства Российского союза автостраховщиков. Для понимания процессов происходящих на рынке РСА привлекает к сотрудничеству Росфинмониторинг, МВД, ФСФР, Центробанк.
Прежде всего, очень остро обстоит проблема со страховыми бланками. Их на руках у компаний 878 тысяч и они еще могут получить 400 тысяч, пока лицензии у них не отозваны. Есть опасность, что компания уходящая с рынка может эти бланки не вернуть, а использовать их для заключения фиктивных договоров.
Есть примеры махинаций и с увеличением уставного капитала. Компания показывает рост уставного капитала на сумму в 417 млн. рублей. После тщательной проверки выяснилось, что какое-то физическое лицо приобрело на эту сумму акций у разных фирм и эти акции были предъявлены вышестоящим органам в качестве подтверждения того, что уставный капитал компании увеличен, и она может беспрепятственно продолжать работу на страховом рынке. Поэтому РСА считает, что ему необходимо запрашивать у Росфинмониторинга информацию об источнике капитала и о движении денежных средств на счетах страховых компаний. РСА надеется, что совместная работа с этими государственными органами поможет найти фальшивые капиталы.
Как сообщает МВД, появились такие коммерческие структуры, которые раздувают свои активы, чтобы предоставить их страховым компаниям для увеличения уставных капиталов. Эта информация анализируется в МВД и передается в Федеральную службу по финансовым рынкам и в Центральный банк. Но в оперативном режиме сейчас это сделать затруднительно. В полном объеме контроль станет возможен лишь с начала следующего года.
Число договоров, заключенных компаниями, находящимися в зоне риска, составляет порядка 1 млн. штук, на сумму около 2,5 млрд. рублей. По закону эта сумма будет выплачена из гарантийного фонда Российского союза автостраховщиков. Объем этого фонда составляет порядка 6,4 млрд. рублей и пополняется каждый квартал еще на 700-750 млн. рублей. Процедура увеличения уставного капитала в среднем тянется около трех месяцев, а это значит, что времени у этих страховщиков практически не осталось. Т.е., даже если деньги для уставного капитала будут найдены, то все равно страховая компания не успевает пройти все необходимые для этого юридические процедуры.