Организатором круглого стола выступил издательский дом «ТТ Финанс» совместно с Агентством Бизнес Новостей, а ключевым спикером по страхованию стал Евгений Дубенский, заместитель Генерального директора – директор Северо-Западной дирекции РОСНО.
Вместе с компанией «РОСНО» в круглом столе приняли участие: Северо-Западное представительство Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП); компании-грузоперевозчики (ООО «Лазан», ООО «Вульф») и туроператор по Скандинавии ООО «Группа ТТК Галактика». Участники мероприятия обсудили текущее состояние рынка «Зеленой карты», ключевые риски российских автомобилистов за рубежом и практику урегулирования убытков при ДТП на территории иностранных государств.
Для Северо-Западной части России как приграничного региона рынок «Зеленой карты» имеет особое значение. Многие жители Санкт-Петербурга часто выезжают в Финляндию на отдых или за покупками. Через Северную столицу идет большой грузопоток — только в 2010-м году, по данным АСМАП, 61% всех российских грузоперевозок пришелся на СЗФО. Всё это создает большие возможности для страховых компаний. До 1 января 2009 г. страховщики РФ были лишь агентами зарубежных компаний, продавая их полисы отечественным автолюбителям, выезжающим за рубеж. «После вступления России в международную систему «Зеленая карта» существенно увеличилась степень ответственности всех участников российского страхового рынка: страховщиков как эмитентов «Зеленых карт», страхователей, агентов, брокеров, — прокомментировал Евгений Дубенский, директор Северо-Западной дирекции РОСНО. — Если в начале 90-х гг. полисы продавались в основном хаотично, то сегодня появились стационарные точки продаж, развились партнерские связи с АЗС, розничной торговлей и др». По его словам, по итогам посткризисного 2010 года ёмкость данного рынка в России составила 2 млрд. руб.
Осенью 2010 г. в Северо-Западной дирекции РОСНО был запущен проект «Зеленая карта», основной целью которого стало усиление присутствия РОСНО на этом сегменте рынка. Как рассказал Е.Дубенский, РОСНО сегодня активно открывает новые точки продаж на маршрутах следования потенциальных потребителей, в том числе в приграничных направлениях. На текущий момент уже отрыто 40 точек продаж, и столько же планируется запустить до конца года. Кроме этого, РОСНО целенаправлено ведет работу с грузоперевозчиками. Что касается рынка грузоперевозок, то, как подчеркнули эксперты, в 2009 г. он просел на 38%, что оказало опосредованное влияние на стагнацию в продажах полисов «Зеленая карта» в сегменте юридических лиц в 2009 г. «В 2010 г. российские перевозчики совершили 230 тысяч рейсов в год, — отметил Константин Шаршаков, заместитель начальника Северо-Западного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), — хотя в докризисном 2008-м г. их было порядка 300 тысяч».
Как у компаний-грузоперевозчиков, так и у обычных автомобилистов, при ДТП за рубежом возникают одинаковые трудности. Языковой барьер и непонимание, как вести себя при ДТП в чужой стране, приводят к тому, что чаще виновником ДТП за границей признают россиян. По словам Олега Павлова, заместителя директора ООО «Лазан» (международные грузоперевозки), ни одно из 10 ДТП с участием его водителей не было оценено в пользу российской стороны. Слова коллеги подтвердил и Алексей Ханович, директор ООО «Вульф» (международные/российские грузоперевозки). Согласно его опыту урегулирования ДТП во Франции и Бельгии, российская сторона была не виновна только в самом очевидном случае, когда в машине нарушившего правила вождения иностранца были пострадавшие, в остальных случаях – виновными признавали россиян. «Еще одна большая проблема — когда нашего гражданина просят заполнить акт о ДТП, предлагая форму документа исключительно на иностранном языке», — добавил г-н Ханович.
Личный опыт перевозчиков подтверждает и статистика РСА. По полисам, проданным в России в 2009 г., было зафиксировано 2760 случаев ДТП за рубежом, из них в 2129 случаях виновниками были признаны россияне. У российских водителей не возникнет фи