Для многих россиян термин «прямое страхование» мало знаком и ни о чем не говорит. Однако в развитых странах Европы и остального мира этот вид страхования получает все большее признание и применение, что связано, в первую очередь, с повсеместным внедрением интернета, а во вторую – с удобством и выгодой как для страхователя, так и для страховщика.
Прямое страхование (direct insurance) – страхование без непосредственного контакта с агентом страховой компании, оформляемое по телефону или через интернет. В идеале это означает полное отсутствие контакта со страхователем.
Выбрав на сайте страховой компании необходимые виды страхования, клиент распечатывает договор, что автоматически включает этот договор в официальный реестр, затем оплачивает страховую премию. После этого договор имеет юридическую силу для обеих сторон.
Наша действительность вносит некоторые коррективы в столь радужную картину, и причинами этого являются как несовершенство и неготовность нашего законодательства, так и психологические барьеры.
До сих пор законодательно не решен вопрос с заверением электронных документов, поэтому на договоре должна стоять подпись страхователя, а сам договор должен быть выполнен на бланке строгой отчетности. Пока выходом из такой ситуации является доставка договора курьером.
Низкое доверие большей части наших граждан к страхованию как таковому объясняется как недоверием к бизнесу вообще, так и многочисленными фактами негативного отношения к клиентам самих страховых компаний. И это в сфере обычного «бумажного» страхования, что уж тут говорить о виртуальном!
На таком фоне компании, занимающиеся традиционными видами страхования, предрекали полную «не приживаемость» прямого страхования на российском рынке. Но, как говориться, прогресс не остановить. Едва появившись в 2008 году, уже в следующем, 2009 году, оно достигло оборота около 2 миллиардов рублей. Эта цифра могла быть значительно больше, если бы не кризис.
На самом деле при правильном решении технических вопросов трудно спорить с очевидными достоинствами прямого страхования.
Главное из них – экономия все более драгоценного времени клиента и ликвидация нескольких барьеров между ним и страховой компанией (необходимость найти офис, доехать до него, ждать в нем, когда тобой займутся, или приглашать агента домой, что является для многих сильным стрессом).
Все большее внедрение в жизнь людей компьютеров и интернета дает ощущение свободы, возможности решения многих социальных и бытовых проблем быстро и немедленно, не выходя из дома или офиса. Поэтому появление в списке таких возможностей услуги страховать не выходя из дома машину, квартиру, дачу само по себе привлекает.
Ну и самое важное достоинство прямого страхования – более низкая цена тех же страховых услуг. Это неизбежно из-за сокращения затрат страховой компании на агентов, аренду офисов, другие операционные издержки. Снижение стоимости тарифов достигает 40% по сравнению с обычным страхованием.
Как всегда в таких случаях, пионерами внедрения нового продукта на страховой рынок являются новые вновь образованные компании. Для многих из них этот вид страхования является единственным, кроме того, пока очень велики расходы на рекламу по разъяснению клиентам сути прямого страхования.
Неизвестность новых компаний, предлагающих прямое страхование, также является сдерживающим фактором. Но эта проблема в ближайшем будущем отпадет.
Уже в 2011 году многие российские компании, занимающиеся традиционными видами страхования, займутся и прямым страхованием. Приходит понимание того, что при бурном росте числа пользователей интернетом неизбежно перемещение все большего объема услуг в он-лайн сферу. Традиционный ознакомительный сайт-визитка мораль
но устарел, его место должен занять сайт-магазин, предлагающий прямой доступ ко всему спектру страховых услуг и максимально упрощающий процедуру оформления договора.
Затраты на создание интернет-портала несравнимо меньше открытия новых точек продаж, и это долгосрочные вложения. Онлайн-продажи способны заменить десятки офисов-филиалов, снизить затраты и существенно уменьшить стоимость тарифов и услуг. В свою очередь, развитие прямых продаж даст толчок к быстрейшему принятию новых законодательных решений в он-лайн сфере, что сулит расширение этого сегмента рынка и позволит нам, клиентам, экономить время и деньги.
Если в крупных европейских странах доля прямых договоров страхования достигает 40-45%, то мы отстаем на несколько лет и ожидаем в 2012 году на их долю 10-12% от всего объема страхования, что уже не мало. Дальнейший рост этого сегмента рынка будет зависеть от совершенствования законодательства и от добросовестности участников, а спрос не заставит себя ждать.