Корнелиус Герц, Филипп Бюно-Вариа, Жак де Райнах и строительство Панамского канала

Панамский канал

Панамский перешеек – самая узкая часть суши находится между Атлантическим и Тихим океанами.  С давних времен европейцы хотели соединить эти  водные территории  искусствено созданным каналом. На  строительство этого канала ушло баснословное количество бюджетных средств. Множество самой разнообразной техники успело заржаветь, а уж о количестве погибших людей и говорить не приходится.

Еще в середине 16 века Антонио Гальвао, историк и путешественник из Португалии, впервые подал идею о строительстве канала. Но это были пока только разговоры.  Целесообразность этой идеи решил донести до королевского двора писатель из Испании Лопес де Гамара. Но тогда королевская семья была занята совершенно другими делами. На первом месте стояла война с Англией и борьба с еретиками.

Только в конце 19 века снова заговорили о сторительстве Панамского канала.

В строительстве канала принимали  участие в различное время французы и американцы. Первыми строительство начали французы, но начатое дело,  они не довели до конца.  Франция в то время была на грани политического и финансовго кризиса. После долгих скитаний по различным коммерческим структурам, идею строительства канала перекупили американцы.  Сша потратили огромные средства и силы на этот проект. Панамский канал стоил американскому государству 386 миллионов долларов и 20 тысяч человеческих жизней. Несмотря на все усилия, строительство канала оказалось невыгодным.

Корнелиус Герц, Жак де Райнах и Филипп Бюно-Вариа, великиие аферисты, вот кто дейсвительно обогатился за счет этого проекта.

Строительство. Начало.

Граф Фердинан-Мари де Лессепс, сын выдающегося французского дипломата, родившийся в Версале, был очень  хорошо образован и талантлив. С 19 лет он служил во французком посольстве помощником посла. При его непосредственном руководстве  был построен Суэцкий канал. Этот канал уже с 1874 года стал приносить прибыль. А ведь прошло всего пять лет после окончания строительства. Даже по нынешним временам это невероятно.

О Панамском перешейке Фердинан впервые услышал в 1875 году.  На международном географическом конгрессе, который де Лессепс организовал через три года, рассматривались варианты строительства канала. Было предложено огромное количество проектов.  Основная масса этих проектов была абсолютно нереальна для того времени. Да пожалуй и сегодня нигде не встретишь железную дорогу для кораблей. Лишь один проект оказался жизнеспособным. Но Фердинан уже имел удачный опыт в сторительстве каналов и поэтому предложил свой проект, который и был одобрен. Он предложил построить канал  по подобию Суэцкого. Этот канал должен был быть прямым и находиться на уровне моря. Но несмотря на все плюсы, с самого начала стало понятно, что проект неудачен. Для его финансирования необходимы были огромные редства. Фердинан создал специальный консорциум. 600 000 акций были очень быстро распроданы. Желающих иметь долю в проекте оказалось довольно много.

Наконец, в 1881 году началось строительство. Встал вопрос о необходимости железной дороги. Без нее строительство было бы невозможно.  Природные условия также были значительным препятствием к строительству. Участок Кулебра, длинной в 13 километров, находился на высоте почти 100 метров над уровнем моря. Это участок оказался практически непреодолим.  Плюс к этому Река Чагрес, разливавшаяся во время сезонов дождей. К тому же тысячи рабочих умирали от постоянно возникающих эпидемий. Но основной проблемой было даже не это. Там, где крутятся большие деньги, всегда есть место мошенникам.

Корнелиус Герц.

Этот человек был и остается самой таинственной персоной, связанной с историей Панамского канала. Он начинал, как целитель. Герц утверждал, что может лечить все известные заболевания электрическим током. Его персона стала известна практически по всему миру.  За время своего врачевания, он сумел втереться в доверие ко многим влиятельным персонам. И когда он решил продолжить свою деятельность на финансовом поприще, он получил положительные рекомендации от самого премьер-министра. Так Герц получил доступ к финансам Международной Компании, занимавшейся строительством Панамского канала.

Жак де Райнах.

Корнелиус Герц старался окружить себя  людьми, достойным доверия. Жак де Райнах был одним из таких людей. Он имел дворянский титул и при этом находился под влиянием Герца. О причинах этого влияния до сих пор точно неизвестно. Вероятнее всего это связано с предательством. На заре карьеры Райнах выдал информацию государственной важности англичанам, о чем узнал Герц и впоследствии успешно шантажировал его. В схеме Корнелиуса Жак занимался рассредоточением взяток в парламенте и првительстве.

Продолжение строительства.

Первый пятипроцнетный транш облигаций был выпущен в 1883 году. В этом же году состоялся второй заем под три процента, а в следующем 1884 году  под 4%. Через два года стало известно, что строительство продвигается очень медленно, до сих пор не было прорыто и шестой части канала. За этим последовало резкое падение котировок акций Компании Межокеанского канала.

Не спасли положение  увеличение процентной ставки до 6% и распределение еще трех траншей в следующие три года. Прошло шесть лет строительства, вместо 600 миллионов было потрачено почти полтора миллиарда. И по всей вероятности это далеко не вся сумма. Истинное положение дел знали только Герц и Райнах.

Основной причиной неудач, был сам проект. Решение развернуть строительство канала на уровне моря оказалось неправильным. Тогда на помощь пришёл знаменитый Густав Эйфель. Составленная смета расходов показала, что необходимо потратить еще 1,6 миллиарда. Появление этой информации в прессе, имело решающее значение. Акции компании совсем обесценились и продолжать строительство стало невозможно.

Цена акций компании упала почти до нуля.

Лотерея.

Герц предпринял последнюю попытку продолжить строительство. Он решил  огранизовать денежную лотерею. Четыре миллиона франков взяток принесенных наличными в парламент и правительство, должны были оправдать себя. Райнах и Герц знали, что частная компания  не имеет права проводить лотерею, поэтому, им необходимо было протолкнуть свой закон и это практически удалось, но в феврале 1889 года было вынесено судебное решение о прекращении строительтсва. Тысячи мелких владельцев акций были разорены. Расследование вскрыло ужасные факты. Более пятисот депутатов были уличены в получении взяток. Эта афера государственного масштаба получила название «панамской».

Горькая судьба постигла мошенников. Корнелиус Герц почти девять лет скрывался в Британии и в 1893 медицинсая комиссия сделала заключение о том, что экстрадировать Корнелиуса Герца во Францию невозможно по состоянию здоровья.  Барон же Райнах совершил самоубийство при очень странных обстоятельтсвах еще в 1892 году.

Филипп Бюно-Вариа.

Для спасения дел была создана новая Переходная компания. И тут дело не обошлось без афериста. Его имя – Филипп Бюно-Вариа. Он занимал высокий пост. В частности он был главным инженером  строительства вплоть до девяностых годов. Он смотрел реально на вещи и сделал вывод, что к строительству необходимо привлечь США.

Наступил американский период в строительстве Панамского канала. Филипп отправился с визитом в Нью-Йорк. Он и не подозревал, что Соединенные Штаты и сами хотят принять участие в строительстве. Пользуясь моментом, когда разорившиеся вкладчики за бесценок продавали свои акции тайное сообщество «международных финансистов» скупили контрольный пакет акций и перепродали его в компанию «Compagnie Nouvelle». Основная масса участников этой операции неизвестна до сегодняшнего дня. Лишь несколько уже знакомых нам имен всплыли на поверхность. Среди них Корнелиус Герц, Джесси Зелигман и Филипп Бюно-Вариа.

40 миллионов долларов – вот сумма за которую США прибрели «Compagnie Nouvelle».  А в самой Панаме в то время назревала революция. Филипп принимал активное участие в жизни панамского народа он разработал Флаг Панамской республики и декларацию независимости.

В день президентских выборов в Соединенных Штатах (3. 10. 1903) в Панаме был запланирован переворот. Выборы в США были главным событием того дня, поэтому факт отъёма власти у колумбийцев остался неизвестным. Через неделю после этих событий Бюно вступил в переговоры с госсекретарем Панамы Хейем. Результатом этих прерговоров стал «Договор Хейя-Бюно-Вариа» по которму территория, расположенная на 10 миль южнее и севернее Панамского канала ппереходила в вечное пользование США.

Еще  375 миллионов долларов было вложено в строительство канала. Несмотря на все, усилия практически треть этих средств все же оказалась в распоряжении мошенников.

Но торжесвенное открытие канала все же произошло 15.08.1914 года. В наше время Панамский канал  оказывает огромное влияние на развитие экономики и судоходства по всему миру.

Ваш отзыв

*