Художник-фальсификатор Хан ван Меегерен

Хан ван Меегерен

Этот голландский художник был прозван журналистами «великим фальсификатором». Он занимался написанием картин в той манере, какая была присуща картинам старинных мастеров. После этого, он выдавал их именно за творения великих художников. А звали этого талантливого художника ? Хан Ван Меегерен. Родился он в многодетной семье – 3 мая 1889 года. Отец был простым школьным учителем. Все своей свободное время, что совершенно не нравилось его отцу, Хан проводил в мастерской свое учителя Кортелинга. Именно Кортелинг  помог развить в мальчике манеру подражать старинному письму. Ван Меегерен сумел получить довольно неплохое образование, а в свои восемнадцать лет смогу поступить в  Дельфтский технологический институт. Там он слушал курс архитектуры, и не смотря на это, еще и обучался в Школе изящных искусств.

Молодое дарование

В скором времени, этот молодой голландский студент, учащийся архитектурного ВУЗа, был удостоен премии за прекрасную картину, которая изображала церковь Святого Лаврентия в Роттердаме. Великолепные познания юного студента в архитектурной сфере и его безупречное владение традиционной манерой письма, особенно при выполнении столь сложной модели, были достойно оценены строгим жюри. Спустя какое-то время, удостоилась не менее высоких похвал и его изображение оленя самой королевы Юлианы. После чего данное изображение растиражировали и успешно продавали. Молодым художником восхощались и видели в нем большой талант. Но, к сожалению, успех был краткосрочен.

Летом 1911 года Хан окончил четвертый курс. После чего, судьба свела его с Анной де Воохт, и уже весной следующего года они связали друг друга узами брака. В скором времени после женитьбы, Анна уже ждала ребенка. К несчастью, супруги постоянно испытывали трудности материального характера, денег вечно не хватало. Что бы заработать хоть какие-то гроши, Хан продавал свои картины, однако новые его работы, в отличие от более ранних, не удостаивались такого внимания и похвал. Да, конечно, его все так же хвалили, и даже охотно принимали в высших кругах, но уже не относились к нему серьезно. Например, его картины упорно не хотели замечать на выставках, а в обзорах им уделялось лишь несколько строк.

Что бы как-то исправить ситуацию, художник попытался сменить стиль. Временным выходом стало примкнуть к движению символистов. Хотя и тут не судилось – в этом направлении Хан так же не добился особых успехов. Какое-то время он писал статьи в журнал «Боевой петух». В своих статьях он утверждал, что в художественно критике важна не сама картина, а подпись известного автора на ней. Хан публиковал статьи, в которых шлось о гнёте художественной критики. Но его статьи, как и картины, не встретили особой поддержки. После этого ван Меегерен был вынужден покинуть страну, и обосноватся на Лазурном берегу Франции. Там он жил и работал, прямо на снятой им вилле.

Некоторое время спустя Меегерен создал две картины, выполненные в стиле, в котором писал картины великий голландский художник Франс Хальс, которые получили имена «Смеющийся кавалер», а так же «Довольный курильщик». После, эти работы были продемонстрированы известному искусствоведу Абрахаму Бредиусу. Тот сразу безоговорочно определил, что обе картины являются фальшивыми, однако  идея имитации картин написанных великими художниками никак не выходила из головы у молодого мастера. Хан многие месяцы упорно изучал биографии и творчество множества знаменитых голландских художников XVII века. Осваивал их манеру письма и уникальные особенности разнообразных техник. В его мастерскую никому не было хода, он был закрыт для всех без исключений. К слову, первые попытки художника не принесли ни капельки от желанного успеха, но, не смотря на это, ван Меегерен и не думал сдаваться.

«Гениальные» работы Вермеера.

Непременно стоит заметить, что в местных музеях в те времена хранилось довольно малое количество картин выполнения национальных мастеров. Большинство работ выполненных такими великими мастерами, как Рембрандт, Хальс, Стен, ван Дейк, Рейсдаль, де Хоох, были заполнены такие музеи, как Эрмитаж или Национальная галерея в Лондоне. Так же Лувр, различные частные колекции и даже музей Ватикана. А, собственно в самих Нидерландах , работы этих мастеров представлялись единичными экземплярами, к тому же, далеко не лучшими образцами. Среди тех художников, чьих работ так не хватало культурной общественности Нидерландов, был и всемирно знаменитый живописец Ян Вермеер. Касательно его жизни и творчества, многое и по сей день остается не изведанным. К превеликому сожалению утрачены целые периоды его туманной биографии.

В мире художеств, Вермеер получил прозвище «Художник художников», ведь его гениальность уже тогда была единогласно признана абсолютно всеми известными специалистами в области исскуств! А все началось с того, как работы этого гениального художника были открыты в 1866 году, благодаря усилиям французского критика Теофиля Торе.

В 1932 году всех любителей искусства обрадовало сообщение Абрахама Бредиуса – знаменитого искусствоведа. По его утверждениям, на рынке художественных произведений в Гааге была найден картина «Дама и кавалер у спинета», которая, точно, принадлежала кисти Вермеера. Спустя еще какое-то время, в одной из многочисленных частных коллекций Италии обнаружили еще одно произведение – картину «Христос в Эммаусе», которая, по мнению многих специалистов в этой сфере, включая Бредиуса, безусловно, являлась работой Вермеера. На картине изображался сам Христос, что преломлял хлеб на столе. А за столом сидят два его ученика. Было ясно, что картина написана поверх старого полотна, ранее использованного в XVII веке. Лак, покрывающий картину, от времени стал темнее, и в нём, как собственно и в краске, образовалось множество трещин. Все эти факторы говорили о том, что работа XVII века и, судя по специфическим приемам, явно принадлежит кисти Вермеера.

Как в следствии оказалось, картина Вермеера была обнаружена и приобретена в Италии самим ван Меегереном, который, после проведенной экспертизы,  Хан перепродал её за космическую по тем временам сумму в 550 тысяч гульденов! Так эта картина попала в коллекцию Бойманса-ван-Бойнингена. Картина же «Христос в Эммаусе» была быстро замечена искусствоведами, критиками и антикварами, вследствие чего она была продана в музей Бойманса в Роттердаме. За нее ван Меегерен получил так же довольно приличную суму – 340 тысяч.

 

Как сообщал сам ван Меегерен, им было обнаружено еще некоторое количество картин в частных коллекциях. Среди них «Тайная вечеря», «Исаак, благословляющий Иакова», а так же «Омовение ног» и ещё несколько картин, которые, скорее всего, принадлежащих кисти того самого великого голландца. Практически вышеперечисленные картины были им перепроданы в разнообразные государственные музеи и даже в упоминавшийся выше музей Бойманса-ван-Бойнингена. После всех продаж, ван Меегерен прилично обогатился. После этого он стал уважаемым человеком в Нидерландах, особенно в области культурной деятельности. Теперь нашли признание даже его собственные работы!

Предатель.

На дворе 1940 год, Нидерланды оккупированы фашистами. Художник нашел нового посредника – Ван Страйвесанде. Меегерен перепродал тому «Христа и грешницу», после чего случилось так, что Хан случайно узнал о тесной связи своего нового посредника  с нацистскими кругами. Однако, на тот момент стало уже слишком поздно. Об открытии неизвестной ранее картины Вермеера узнал баварский банкир Алоис, после чего тот информировал об этом одного из агентов гитлеровского режима – Вальтера Хофера. Тому был поручен розыск всех художественных ценностей на территории оккупированных стран.

При участии антикварной фирмы «Гудстиккер» картину «Христос и грешница» Меегерен продал в 1943 в коллекцию самого Геринга. Меегерен заработал миллион гульденов на этой операции. Еще тринадцать подделок были созданы Меегеренов В период с 1939 по 1943 год включительно. И хотя продать удалось лишь восемь из них, была получена хорошая прибыль в 7 миллионов 254 тысячи гульденов.

В конце мая 1945 года, сразу же после того, как страна была освобождена, ван Меегерена арестовали как расхитителя национального достояния. Как государственное преступление Меегерену приписали продажу картины Вермеера в коллекцию. Сначала он попытался оправдаться, заявив, что эта продажа произошла без его собственного желания. Только следствие сумело доказать, что все финансовые операции происходили по его согласию. Предъявленные Меегерену статьи обвинения, по тогдашним суровым законам, предполагали высшую меру наказания. Через три месяца после вынесения приговора, обвиняемый не выдержал и признался.

Признание.

Сенсационное признание было сделано 12 июля. По утверждению Хана, обсуждавшиеся на суде картины написаны никем иным, как самим Меегереном, но никак не Вермеером. Следовательно, никакое национально достояние продано не было. Изначально, следствием было выдвинуто предположение, что все сказанное – ложь. Однако, после проведения обыска на его вилле, стоит заметить, что по личному требованию самого Меегерена, были найдены эскизы. Он же потребовал и настоящей экспертизы.

Меегерен рассказал все о процессе создания и старения картин. Так же он поведал о том, какие средства были использованы им, и как он их применял. Ведь масляная основа от соскобленных со старинных картин красок ни в коем случае не должна была подвергатся действию любых растворяющих спиртов! Рассказал так же о том, как прокрашивались тушью кракелюры для создания иллюзии въевшейся в трещины пыли и грязи. Все это было весьма трудоемкой и сложной операцией. Ван Меегерен досконально умел самостоятельно изготовлять краски, нашел поставщиков всех необходимых редких веществ. А уже к концу 1934 года ему наконец удалось создать такой вид масляных красок, которые после двухчасового нахождения при температуре целых 105°С в специальной печи затвердевали настолько сильно, что их не мог взять ни один обычный растворитель.

После всех этих заявлений, Меегерен был освобождён под  внесенный им залог.

Теперь сложный выбор стоял перед теми экспертами, большая часть которых приписала картины Хана кисти самого Вермеера. Если бы они продолжали настаивать на подлинности картин, они бы обрекли Меегерена на виселицу, представив его в роли предателя. Если же они заявили бы, что автором всех картин все же был Меегерен, они бы признали свою некомпетентность. Для решения этой непростой проблемы было необходимо провести следственный эксперимент. Меегерену доставили все необходимые для создания картины материалы, и в присутствии комиссии экспертов он сотворил свое последнее полотно: «Молодой Христос в храме среди учителей». Итогом этого эксперимента стало признание  Меегерена фальсификатором, а его картины – подделками.

Судебный процесс проходил 29 октября 1947 года, длился более чем пять часов. Зал был просто переполнен. На стенах висели все поддельные шедевры обвиняемого. В результате, были допрошены 17 свидетелей, а фальсификатора суд приговорил всего лишь к году заключения. Но, как это не печально,  29 декабря художник скончался. Причиной тому стал обширный инфаркт. А ведь в это время, он являлся, чуть ли не популярнейшим человеком в стране. Из предателя, Меегерен превратился, можно сказать, в национального героя. По стечению обстоятельств вышло так, что он не только обманул врага, но и выручил огромные деньги, продав свои подделки фашистам.

Между прочим, Меегерен, который всегда мечтал о всемирной известности, все же  исполнил свою мечту. Выполненные им, Меегереном, работы, которые он приписывал Вермееру, сейчас хранятся в самых различных музеях и коллекциях по всему миру. Собственно, наиболее удачная из всех работ Меегерена «Христос в Эммаусе» как и прежде находится в музее Бойманса-ван-Бойнингена. Его владельцы до сих пор утверждают, что этот Вермеер является истинно подлинным. В том же музее хранятся и работы «Голова Христа», «Тайная вечеря». «Грешница» же помещена в Государственную коллекцию, что расположена в Гааге, но, в отличии от предыдущих работ, уже с указанием того, что истинным автором является Меегерен. «Молодой Христос перед учителями в храме» – картина, написанная в присутствии экспертов – была куплена специально для чьей-то частной коллекции.

Ваш отзыв

*