На днях некоторые средства массовой информации опубликовали сообщение, что правительством принято решение о введении нового платежа в фонд социального страхования – на случай помощи и ухода за пожилыми гражданами. Размер платежа определен в размере двух процентов от заработной платы. В то же время Минздравсоцразвития опровергло эти сообщение.
Заместитель министра Юрий Воронин заявил, что министерство не предлагало установить дополнительный страховой платеж на случай нужды пожилого человека в помощи и уходе. Такое предложение высказывалось в рамках дискуссии по поводу дальнейшей стратегии развития нашей пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Пока что нет никакого смысла говорить о том, что уже принято решение об обязательном страховом взносе на случай необходимости в социальном уходе.
В настоящее время есть несколько вариантов государственной помощи одиноким старикам. Одинокий пенсионер может находиться в социальном доме для ветеранов. В настоящее время открываются маленькие дома, почти семейные, в которых старики чувствуют себя гораздо комфортнее, чем в больших. Также проводятся экспериментальные программы по устройству одиноких стариков в патронатные семьи.
Также есть такое направление по уходу за пожилыми людьми, как посещение пожилых граждан социальными работниками на дому, доставка им продуктов питания и лекарств.
Старики, достигшие 80-ти летнего возраста, получают фиксированный базовый размер пенсии в двойном размере: 5926 рублей. Эта надбавка выдается из тех соображений, что человеку в таком возрасте приходится больше расходовать средств на оплату услуг помощников. Если же за пожилым гражданином ухаживает трудоспособный, но не работающий помощник, то тогда положена еще доплата в размере 1200 рублей в месяц.
Однако в жизни далеко не все так гладко, как на бумаге. Для большинства небогатых (а порой и богатых) семей, тяжелая болезнь родственника или уход за престарелыми родителями нередко становится тяжким грузом.
В том же минздравсоцразвития признают, что в настоящее время услуги приходящих помощников и сиделок стоят гораздо больших денег, чем на эти цели выделяется государством. Такая проблема существует и рано или поздно, но придется ее решать. Доля граждан пожилого возраста в России увеличивается с каждым годом. Одних только пенсионеров старше 80 лет в прошлом году стало больше 4-х миллионов.
Все современные страны сталкиваются сегодня с проблемами старения населения, а также с потребностью в обеспечении ухода за стариками. Как пояснил советник генерального директора НИИ труда и социального страхования Владимир Никитин, в настоящее время имеется два вида системного подхода в организации социальной защиты пожилых граждан. Первая модель – это англо-американская либеральная схема, когда страховку оплачивает сам гражданин и его работодатель, а государство платит только безработным и то по минимуму. Вторая модель более консервативна (еще она носит название «бисмарковской»), в этой модели роль государства прослеживается гораздо сильнее. И хотя различные виды социального страхования широко применяются и здесь, но все же расходы на социалку из бюджетов таких европейских стран, как Австрия, Италия, Германия, Франция, весьма велики.
Пока еще только можно предполагать, какая именно модель будет доминировать в России. Но, как сказал Юрий Воронин, если вопрос об отчислениях на случай необходимого ухода за гражданином в старости и будет поставлен в практическую плоскость, то скорее всего это будет не отдельный взнос, а это будет встроено в уже существующие страховые взносы во внебюджетные фонды.