В связи с новыми требованиями к страховщикам, которые с 1-го января должны в значительной мере увеличить свой уставной капитал, у многих клиентов могут возникнуть очень большие затруднения. Есть предположение, что треть из 114 компаний, которые предлагают страховые услуги на рынке ОСАГО, может прекратить свое существование. И что тогда делать миллионам автовладельцев, чьи страховые полисы в одно мгновенье превратятся в бумажные фантики?
Сейчас у страховых фирм находится около миллиона чистых бланков договоров ОСАГО. Еще 400 тысяч они получат до конца года. Понятно, что фирма испытывающая финансовые трудности, попытается реализовать таких договоров как можно больше. Но что же делать их клиентам, когда наступит страховой случай и они узнают, что их страховой компании больше не существует?
Да, существуют страховые фонды Российского союза автостраховщиков, но в случае массового банкротства десятков и сотен страховых компаний этих средств может попросту не хватить на всех пострадавших. Ведь в отличие от банков, страховые компании не защищены государственными обязательствами.
Что же делать автолюбителю, если фирма-страховщик обанкротилась? Он приходи в офис, а там висит замок, руководство найти невозможно, телефоны не отвечают. Кроме полиса ОСАГО с названием исчезнувшей фирмы у него ничего нет на руках. И это в том случае, когда он страховался в этой компании. А если же автолюбитель не был признан виновником аварии и пришел в эту фирму за компенсацией, то дела обстоят еще хуже. У него даже полиса нет, а только справка из ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии. Что делать в такой ситуации? Куда стучаться и жаловаться? Кто возместит убытки?
И сегодня нет ответа на этот вопрос. На президиуме Российского союза автостраховщиков пытались найти выход из этого большого тупика.
Какие же меры предлагаются? Прежде всего, необходимо узаконить саму процедуру закрытия страховой фирмы и ухода ее с рынка. Нужно разработать единые требования ко всем страховщикам. Речь идет о том, что фирма-страховщик, которая прекращает свою деятельность, обязана будет информировать об этом Федеральную службу финансового мониторинга. В эту службу должны быть переданы все необходимые отчеты о финансовых операциях и о тех обязательствах, которые закрывающаяся компания несет перед своими клиентами.
Это будет очень важно для владельцев страховых полисов, поскольку банкротство страховой компании явится документальным основанием для обращения в суд по возмещению ущерба.
Но пока этого нет, а жизнь идет. Что же можно посоветовать автовладельцам, которые имеют полисы ОСАГО на руках? Конечно же, новый договор следует заключать с фирмами, которые имеют самый высокий рейтинг. Этот рейтинг можно найти в Интернете. А если же у вас уже есть договор с малоизвестной компанией, то конечно же, для надежности лучше его перезаключить с более проверенным страховщиком, чем потом платить за аварию из собственного кармана.